Рекомендуем к посещению:

Пример разработки базы инженерных знаний

В качестве примера рассмотрена возможность применения базы инженерных знаний для решения задачи формирования облика дозвукового самолета.

5.1. Постановка задачи

Разработке подлежит предварительная версия базы знаний структурного и параметрического синтеза конструктивной схемы пассажирского или транспортного самолета. Необходимо определить схемные признаки и основные параметры самолета, исходя из его назначения и основных технических требований.

 

Заметим, что принципы выбора схемных решений и рекомендации, приведенные в учебной литературе [10, 11], недостаточно конкретны, что связано с особенностями применения общих принципов в каждом конструкторском бюро. В частности, никакие из опубликованных рекомендаций не позволяют формальными методами синтезировать схемные решения, соответствующие облику пассажирского самолета Ан-148 (высокоплан, двигатели под крылом, оперение Т-образное). Поэтому приведенные в примере правила принятия схемных проектных решений могут рассматриваться только как иллюстрация возможного пути построения базы знаний структурного синтеза.

Таким образом, полезные результаты в области структурного синтеза, где преобладают не расчетные, а логические задачи, могут быть получены, как уже отмечалось, только в случае воплощения в базе знаний опыта конкретного коллектива проектировщиков.

5.2. Структурный синтез

Задачи структурного синтеза применительно к облику самолета состоят в определении его параметров формы (схемных признаков) и основных параметров размерности [1, 10]:

балансировочной схемы;

типа, числа и расположения двигателей;

формы и расположения крыла, вертикального и горизонтального оперения;

площади крыла и др.

В настоящем примере для дозвукового пассажирского или транспортного самолета число признаков ограничено: тип двигателя – ТВД, ТВВД или ТРДД; расположение крыла – верхнее или нижнее; расположение двигателей – на крыле, под крылом на пилонах или на фюзеляже в хвостовой части; расположение горизонтального оперения – низкорасположенное или Т-образное.

Принят следующий состав проектных операций:

Модуль «Выбор типа двигателя»:

Вход – крейсерская скорость; выход – тип двигателя.

Механизм – таблица решений, показанная на рис. 5.1.

Крейсерская скорость 

До 500

500..750

750..1000

ТВД

ТВВД

ТРДД

Рис. 5.1. Таблица решений выбора типа двигателя 

Модуль «Выбор расположения крыла»:

Входы – назначение самолета и тип двигателя; выход – расположение крыла.

Механизм – таблица решений, показанная на рис. 5.2.

Назначение самолета

Тип двигателя

ТВД

ТВВД

ТРДД

пассажирский

верхнее

верхнее

нижнее

транспортный

верхнее

верхнее

верхнее

Рис. 5.2. Таблица решений выбора расположения крыла 

Модуль «Выбор расположения двигателей»:

Входы – расположение крыла и тип двигателя; выход – расположение двигателей.

Механизм – таблица решений, показанная на рис. 5.3.

Расположение крыла

Тип двигателя

ТВД

ТВВД

ТРДД

верхнее

на крыле

на крыле

под крылом

нижнее

--

--

под крылом

Рис. 5.3. Таблица решений выбора расположения двигателей 

Модуль «Выбор расположения горизонтального оперения»:

Вход – расположение двигателей; выход – расположение ГО.

Механизм – таблица решений, показанная на рис. 5.4.

Расположение двигателей 

на крыле,

под крылом

на фюзеляже

низкорасположенное

Т-образное

 

Рис. 5.4. Таблица решений выбора расположения оперения

В качестве упражнения предлагается создать базу знаний, сгенерировав в ней перечисленные модули знаний и объединив их в метод «Формирование облика самолета», и выполнить его тестирование при различных сочетаниях исходных данных. 

5.3. Параметрический синтез

В базе знаний могут быть определены также основные параметры размерности самолета, например площадь крыла. Для этого метод должен быть дополнен соответствующими модулями знаний.

Модуль «Расчет площади крыла»:

Входы – нагрузка на крыло p0, даН/кв.м; взлетная масса M0, кг; выход – площадь крыла S, кв.м.

Механизм – формула S = M0 * 9.81 / (10 * p0)

 

О сайте

Система автоматизации проектных работ, или система автоматизированного проектирования, САПР (англ. CAD, Computer-Aided Design) — программный пакет, предназначенный для автоматизированного проектирования (CAD), разработки (CAE) и производства (CAM) конечного продукта, а также оформления конструкторской и/или технологической документации(PDM).

Свежие материалы


Вы здесь: Главная САПР Пример разработки базы инженерных знаний